пятница, 8 апреля 2016 г.

Как следует просить о помощи и почему нужно помогать

Сегодня мы затронем немного философские, но очень важные темы. Как и когда следует просить о помощи, и почему нужно помогать людям? Но т.к. наш блог посвящен IT-технологиям, то мы рассмотрим эти вопросы в разрезе жизни типичного IT-шника - системного инженера, сисадмина.
В наше время практически любая IT тема освещена от и до (за редким исключением). Операционные системы (Linux, Windows, ...), сетевые устройства (cisco, d-link, juniper, ...) сетевые технологии (dhcp, mpls, vlan, ...). Обо всем этом написано просто огромное количество мануалов. Однако даже самая исчерпывающая инструкция не даст гарантии понимания для всех “студентов”. Обязательно будут появляться дополнительные вопросы. И это не потому, что люди делятся на умных и глупых. Просто мы все разные. Кто-то чуть более внимательнее, кто-то лучше воспринимает цифры, кто-то - картинки. Одни любят короткие, но емкие статьи, а другие - подробные и с множеством примеров. Собственно для этого и создаются форумы и группы - чтобы люди могли спрашивать и отвечать.
Как и когда следует просить о помощи?
Уверен, что каждому, кто сейчас читает этот пост, приходилось обращаться за помощью на форуме, в группе вконтакте, в комментариях на ютубе и так далее. И вы наверняка видели, что на некоторые вопросы отвечают охотно, а некоторые так и остаются без ответа. Бывает даже, что человека начинают “тролить” за его якобы глупый вопрос. Как же правильно задать вопрос чтобы вам помогли? Я попробовал сформулировать несколько простых правил:
1) Никогда не задавайте вопрос не ознакомившись до конца с представленным материалом. Будь то статья, видео, инструкция - изучите внимательно и до конца. Возможно вопрос, который у вас возник уже описан и тогда вы будете выглядеть “не очень”. Возможно вам даже и ответят (ткнут носом), но большинство просто раздражается с таких вопросов и предпочитает игнорирование.
2) Никогда не задавайте вопросы по типу “Как настроить”, “Как сделать”, “Не работает, помогите”. Если вы спросите “Как настроить Cisco чтобы был интернет”, то даже не надейтесь на адекватную помощь. Подобные обширные вопросы просто неуважение к людям. Вы как бы говорите: “Ребята, у вас тут конечно крутое сообщество, вы все умные, но мне некогда разбираться, дайте мне готовый рецепт, чтобы я не напрягаясь сделал все по-быстрому”.
3) Задавайте вопрос только после того как попробуете сделать сами. Будь то пример по математике, настройка DHCP сервера на Linux, поднятие VPN канала…, вы обязаны сначала попробовать сделать это самостоятельно. Возможно большая часть вопросов отпадет, либо появятся новые, совершенно другие.
4) Максимально конкретизируйте свой вопрос. Чем конкретнее вопрос, тем лучше. Начните вопрос с описания проблемы. К примеру: “Возникла проблема при настройке access-list-ов”; “Появляется ошибка при аутентификации ...”; “Не могу пропинговать удаленный роутер” и т.д. Затем распишите что вы и как делали, приложите скриншот, часть конфига. Опишите полученные результаты и ошибки. Ваш вопрос должен напоминать мини инструкцию, т.е. быть максимально понятным. Люди должны видеть, что вы старались и сделали 95% работы, но вот последние 5% никак не можете осилить. Это вызывает уважение и желание помочь человеку. Никогда не просите готовое решение, как это описано в пункте 2.
5) Не пишите километровые вопросы. В пункте 4 мы определились, что вопрос должен быть развернутым. Но это не значит, что вы должны написать целую книгу. Увидев кучу текста, некоторые просто поленятся все это читать. Учитесь формулировать свои мысли коротко, но емко. Лаконичность - залог успеха во многих сферах жизни.
6) Не пытаться доказать отвечающему что он дурак. Очень частая практика, человек задает вопрос, ему отвечают и вдруг задавший вопрос начинает доказывать, что его не так поняли, а все советы идиотские, да и сам отвечающий не дружит с головой. Не делайте так. Либо будьте терпимее, либо просто игнорируйте не понравившиеся вам ответы. Иначе вам никто отвечать не будет.
Если резюмировать, то перед тем как задать вопрос, вы должны максимально проработать изучаемую тему, показать что вы трудились, поделиться промежуточными результатами. Данный принцип весьма положительно сказывается на умственных способностях. Правильно заданный вопрос это половина ответа. Это фундаментальная истина, не забывайте ее.

Почему нужно помогать людям?

Форумы, группы, правильно заданные вопросы… Это все хорошо, но совершенно бессмысленно если никто не будет отвечать. Что же заставляет людей помогать друг другу и почему вообще этим нужно заниматься? Почему кто-то должен тратить свое драгоценное время? При первом рассмотрении может показаться, что нет никакой пользы от помощи кому-то в интернете. Однако это совершенно не так. Попробую описать несколько причин, почему нужно помогать другим людям:
1) Вы получаете опыт. Я несколько раз говорил ранее, что очень сложно обучаться самостоятельно, без реальных задач. Нельзя просто так взять и “выучить cisco”. Нужны конкретные задачи из реальной жизни. Но что делать если в данный момент у вас просто нет никаких задач? Вы студент или работаете на первой линии и вы пока что понятия не имеете, какие проблемы могут возникать в реальной жизни. В этом случае “проблемы” ваших коллег, это просто подарок. Помогая им вы помогаете себе, получаете бесценный опыт, который так необходим при трудоустройстве.
2) Вы улучшаете свое понимание. Изучая ту или иную тему, вы сами того не замечая, можете пройтись по ней довольно поверхностно. Прочитали один раз, попробовали, вроде получилось. А раз получилось, значит можно идти дальше, не вникая в детали. Чаще всего это касается очень внимательных “студентов”, они выполняют задания четко по инструкции и у них получается все с первого раза. А есть ребята менее внимательные, которые сначала делают кучу ошибок, пытаются разобраться в чем дело и более досконально изучают тему. В итоге может получится, что тот, кто делает больше всех ошибок, становится специалистом на порядок лучше. Увидев вопрос по знакомой вам теме вы можете в первую очередь проверить, как усвоился материал. Если поймете, что у вас есть пробелы в теории, то это отличный повод подтянуть свои знания. Более того, когда вы попытаетесь объяснить человеку решение его проблемы, вы за одно раскладываете все по полочкам у себя в голове, это совершенно иной уровень понимания. Не даром есть шутка: “Третий раз объяснил, уже сам все понял, а они не понимают”.
3) Интересные знакомства. Этот вариант довольно редкий, но имеет место быть. Кто знает кому вы помогли? Есть вероятность, что в будущем этот человек поможет вам с трудоустройством. Помогая людям, вы раскручиваете свой собственный "брэнд". Люди знают что вы хороший специалист и на вас можно положиться.
4) Бесценное чувство своей полезности. Многие ли могут похвастаться тем, что чувствуют полезность своей работы? Кто-то может сказать, что ему абсолютно все равно, лишь бы платили хорошо, но этот человек просто обманывает себя. В глубине души нам всем хочется быть полезным, хочется менять мир к лучшему. Психологи уже много раз доказывали, что самые эффективные и трудолюбивые люди работают над амбициозными, революционными проектами, которые меняют мир к лучшему. Причина именно в ощущаемой полезности от их работы. Но естественно на всех такой работы не хватит. Есть скучные, рутинные задачи которые кто-то должен выполнять. В этом случае, помощь другим людям может стать глотком свежего воздуха. Помогая человеку вы чувствуете свою значимость и полезность. Некоторые даже испытывают гордость. Плюс это тешит самолюбие специалиста, ведь он понимает, что его знания и опыт ценятся.
5) Карма. Я сам не очень верующий человек. Но я глубоко убежден, что чем больше добра мы делаем, тем больше добра вокруг нас. Мы улучшаем свою карму так сказать. Не факт, что это добро к вам вернется, но вы все равно будете чувствовать себя гораздо лучше, на подсознательном уровне вам будет казаться, что люди в целом добрее. Так жить гораздо комфортнее, попробуйте.

Однако не стоит с фанатизмом относиться к помощи, тратя свое время буквально на каждый поступивший вопрос. Есть большая вероятность, что на вас выйдет очень ленивый человек, который будет простить вас сделать все за него. Не стоит с ним связываться, иначе он так и будут паразитировать на отзывчивых людях. Помогайте тем, кто уже решил 90% задачи, тем, кто действительно трудится и не ждет готового решения.

На этом я предлагаю закончить данный монолог. Хотел бы отметить, всё выше описанное является только моим мнением, которое конечно же может быть неверным. Я с радостью выслушаю ваши мысли по этому поводу.

2 комментария:

  1. Все верно написал, часто звонят друзья начинающие админы и просят помочь со словами типа "всё поломалось ничего не помогает, я туда это вставил а оно лампочками блямает а пинг не идет", есть и обратная сторона шибко умные высокомерные зазнайки, несколько раз такого сталкивался с такими, последний раз на форуме убунту, толи ЧСВ поднимают себе толи ... зачем унижать людей которые пришли за помощью, у которых просто не достаточно опыта и базовых знаний и основ, не интересен тебе вопрос - считаешь его примитивным?! ну пройди мимо, но нет.

    недавно был случай наткнулся на ошибку в syncthing, провел мини лаб работу, научился воспроизводить, локализовал проблему, нашел фрагмент кода который отвечал за функционал который работал с ошибкой, сложно ориентироваться в GOLang поэтому описал всё на форуме проекта, приложил скриншоты, логи и тд. через какое-то время нашелся человек который поправил код и проблема была решена.

    ОтветитьУдалить
  2. Крутой проект)) Мы растем вместе с вами! А статьи Про CCNA вообще космос :)

    ОтветитьУдалить

Блог развивается при поддержке

Блог развивается при поддержке
Защищаем настоящие ценности клиента

Translate

Популярные сообщения

Blog Archive

Технологии Blogger.

Google+ Followers